туристическое агентство
ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Казань, Чернышевского 30Б оф. 203 Татарстан 420101 Россия
Тел.: work+7 (843) 292-14-81
Факс: fax+7 (966) 2602-494


заявка-вопрос Facebook В Контакте

Татарский Академический Театр Оперы и Балета им.Мусы Джалиля

Это крупнейший театр в России. Уже много лет подряд в нем проводятся масштабные и всемирно известные Международные фестивали – оперного им. Ф.И.Шаляпина  и фестиваля классического балета им. Р.Нуриева. Данные фестивали являются визитной карточкой Казани и ежегодно привлекают в город десятки гостей из разных стран. В основе репертуара театра -  шедевры мировой оперы и балета, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана.

Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 году. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра из дерева на каменному фундаменте было возведено в 1803 году. Пожар 1842 года уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 году началась закладка каменного здания театра. Первые спектакли начали давать в 1851 году.  26 августа 1874 года впервые артистами казанской оперной труппы была полностью дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани. В декабре 1874 г. здание театра сгорело.
Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара, существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.

В 1934 г. Советом народных комиссаров ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра.  Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова и под руководством председателя Казанского городского Совета, Павла Аксенова, отца всемирно известного писателя Василия Аксенова. В связи с начавшейся Великой отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет.

Новое здание театра оперы и балета открылось 28 сентября 1956 года премьерой оперы татарского композитора Н.Жиганова «Алтынчеч». В том же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля, в 1939-1941 гг. работавшего в театре заведующим литературной частью. В 1988 г. театру было присвоено звание «академический».


Татарский Государственный Академический Театр им.Галиасгара Камала    

Более 100-летний путь театра имени Галиасгара Камала, по существу, является сконцентрированным отражением всей татарской театральной культуры. За эти годы произошла смена нескольких поколений. В театре переплелись десятки, сотни писательских, режиссерских и актерских судеб.

22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Со спектаклем по пьесе Александра Островского «В чужом пиру похмелье» в переводе на татарский язык труппа впервые выезжает на гастроли по городам России. В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, первая женщина, взошедшая на сценические подмостки не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всём мусульманском мире.

Труппа «Сайяр», т.е. «Передвижник» (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала важным очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа. В годы Гражданской войны татарские актеры участвуют во фронтовых агитбригадах. В 1922 году решением Наркомпроса из трупп «Сайяр», «Нур» и фронтовых бригад формируется «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября». В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, Героев труда, а сам театр получает статус «Академический».

В 1930-е годы, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Многие драматурги погибают в застенках НКВД либо отходят от писательской деятельности. В 1933 году умирает классик и родоначальник татарской драматургии и театра Галиасгар Камал. В 1939 году в честь 60–летия Галиасгара Камала театру присуждается его имя.

С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В Камаловском театре ставятся спектакли по русской и зарубежной классике («Гроза», «Собака на сене», «Король Лир»).

В 1956 году после знаменательного ХХ съезда театр обрел «второе дыхание». В 1966 году в театр после окончания ГИТИСа на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов. С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. В 1970 году на гастролях в г. Москве театр получает высокую оценку ведущих театральных специалистов страны. На рубеже 1980-90-х годов театр добился успехов на многих театральных смотрах и фестивалях. В 1996 году театр впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии, а в 1999-м был признан лучшим на Первом театральном фестивале тюркских народов в Турции. В январе 1999 года театр стал лауреатом конкурса «Окно в Россию».

В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов получил высшую театральную награду Российской Федерации – премию «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая Фарид Бикчантаев.


Русский Драматический  Театр им. Качалова 
 

Основание театра восходит к началу XVIII в., когда указом Петра I учеников духовных семинарий обязали разыгрывать комедийные акции, но уже с 1764 спектакли в гимназических залах давались регулярно, игрались пьесы Мольера. В 1791 Дирекция императорских театров решила открыть в Казани публичный театр. Подлинные традиции русского народного творчества внесла в Казанский театр труппа крепостных артистов П.П.Есипова, которые под руководством трагика и драматурга П.А.Плавильщикова многие годы с успехом удовлетворяли эстетические запросы казанской публики. В первой половине 19 в. в Казани гастролировали известные актеры П.Мочалов, М.Щепкин, А.Мартынов. С приездом Щепкина связана первая постановка на казанской сцене комедии Н.Гоголя «Ревизор». По инициативе артиста были сыграны запрещенные «Горе от ума» А.Грибоедова и «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» В.Белинского. При Собольщикове-Самарине Казань познакомилась с творчеством М.Горького («Мальва», «Трое», «Фома Гордеев»), в 1905–1907 главными в репертуаре театра стали пьесы Горького: «Дачники», «На дне», «Дети солнца», «Варвары». В 1897–1900 на сцене казанского театра играл В.И.Качалов. После ухода Собольщикова-Самарина театр потерпел ряд серьезных неудач. Творческий спад продолжался до 1918, когда была собрана новая труппа, в которую вошли артисты Московского драматического театра. Возглавил ее И.Н.Певцов, в театре пошли «Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева, «Дворянское гнездо» И.Тургенева и другие пьесы. В 1919 художественным руководителем театра стал В.С.Зотов. Был создан художественный совет, определилась афиша театра – «Гроза, Волки и овцы», «Василиса Мелентьева» А.Н.Островского. В том же году при театре создается театральная студия, существовавшая до 1961, когда в Казани открылось театральное училище.

В 1927 руководителем театра стал С.Н.Воронов, подобравший сильную труппу, продуманно выстроивший репертуар:  «Любовь Яровая» К.Трен?ва, «Джума Машид» Г.Венецианова, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Человек с портфелем» А.Файко. Заслуга Воронова в том, что поставленные им спектакли приобрели художественную завершенность, подняв театр на более высокий уровень. Приход А.Л.Грипича произвел в театре перелом: талантливый художник, одержимый идеей создания нового театра, он верил в возможности творчески спаянного коллектива. Основой репертуара стали современные пьесы «Броненосец 14-69» Вс.Иванова, «Огненный мост» Б.Ромашова, «Рельсы гудят» В.Киршона и классика – «Гроза» Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Собор Парижской богоматери» по В. Гюго. В 1930-х годах главным режиссером театра был И.А.Ростовцев. Лучшие его работы отличались тщательной разработкой художественного замысла и чрезвычайно бережным отношением к авторскому тексту. Афишу сезонов Ростовцева составляли «Выстрел» А.Безыменского, «Инга» А.Глебова, «Страх» А.Афиногенова, «Мой друг» Н.Погодина; классика была представлена пьесами Горького, М.Булгакова, Гоголя. В конце 1930-х годов в театре работали режиссеры Б.Великанов, А.Треплев, Г.Ардаров, А.Самарин-Волжский. В начале 1940-х годов театр выезжал на гастроли в Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Евпаторию. Гастрольные спектакли получили высокую оценку зрителей и критики.

Во время войны на сцене ставились патриотические, утверждавшие веру в победу пьесы («Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, «Мой сын» Ш.Гергеля и другие). Были сформированы фронтовые бригады. Работали режиссеры В.Бебутов, А.Дикий, Е.Гаккель. В 1943 в театр пришел Е.А.Простов. В Казанском театре режиссер-интерпретатор современной и русской классической пьесы (из 33 спектаклей только «Три мушкетера» и «Мачеха» принадлежали зарубежным авторам) работал 20 лет. Много сил и энергии Простов отдал занятиям в театральной студии. С 1943 Казанский Большой драматический театр стал называться Государственным драматическим театром РСФСР. В послевоенные годы на сцене с успехом шли спектакли «Под каштанами Праги» и «Русский вопрос» К.Симонова, «Молодая гвардия» по А.Фадееву, «Счастье» по П.Павленко, «Губернатор провинции» братьев Тур. В театре работали художники В.Никитин и Э.Гельмс. В 1948 театру было присвоено имя В.И.Качалова. В начале 1950-х годов в театр пришел Л.Литвинов, осуществивший более 30 постановок, в том числе «Высокое напряжение» И.Куприянова, «Барабанщица» А.Салынского, «Коллеги» В.Аксенова, «Порт-Артур» В.Степанова, «Вей, ветерок» Я.Райниса и др. В 1960-х годах режиссерами Казанского театра были О.Лебедев, А.Ханович, Н.Орлов. На сцену возвращались ранее забытые драматурги – Булгаков, Маяковский, Ж.Ануй, искались новые авторы. Это были годы расцвета творчества В.Улик, Е.Каменецкого, Ю.Федотова, Е.Кузина, В.Кишнера, ставились «Медея» Еврипида, «Птицы нашей молодости» И.Друцэ, «Обыкновенная история» В.Розова. В 1970-е годы театр испытывал серьезные трудности творческого характера. Состояние театра улучшилось, когда в 1976 главным режиссером стал В.Портнов, поставивший несколько превосходных спектаклей, например «Быть или не быть?» У.Гибсона. Значительным был и спектакль «Сирано де Бержерак» Э.Ростана в постановке С.Лермана.

Периодом сильнейшего творческого спада стали 1980-е годы. Репертуар состоял в основном из современных пьес: «Мы, нижеподписавшиеся» и «Зинуля» А.Гельмана, «Царская охота» Л.Зорина, «Молва» Салынского, «О любви и печали» Л.Жуховицкого, «Смотрите, кто пришел» и «Колея» В.Арро. В 1990-х годах театр ожил лишь с приходом нового главного режиссера А.Славутского. В репертуаре снова появилась классика – «Ревизор» Гоголя, «Плутни Скапена» Мольера. Успешным стал спектакль «Скрипач на крыше» Д.Бока и Д.Стайна в постановке Славутского и оформлении А.Патракова. В последние годы театр выезжал на Международный фестиваль русских театров в Марселе (Франция) со спектаклями «Роковые яйца» Булгакова, «Пиковая дама» А.С.Пушкина и другими.


Татарский Театр Драмы и Комедии им.Тинчурина 

Биография театра ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе известного  театрального режиссера и драматурга Карима Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина.

Первый спектакль - это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми «Семья дедушки Булата» - был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР.
В 1939 году театр перебазируется в Балтасинский райцентр Татарской АССР и переименовывается в «Балтасинский государственный колхозно-совхозный театр №6». В 1944 году  театр возвращается в Казань и переименовывается в «Татарский государственный республиканский передвижной театр».

В послевоенные годы репертуар театра обогащается постановками зарубежной, русской, татарской классики. В 50-е годы труппа пополняется выпускниками Казанского театрального училища, которые ныне старшее поколение актеров. С 1963 года главным режиссером театра работает заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Равиль Тумашев.
В 70-х годах проявилось необычайное яркое дарование актера и режиссера, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая Рифката Бикчантаева. Вместе с театром росло мастерство и главного художника театра, заслуженного деятеля искусств ТАССР Петра Баландина.В 60-70-е годы поколение артистов воспитывалось на драматургии нового поколения драматургов - Ю. Аминова, З. Шагимуратова, Т. Минуллина, И. Юзеева, А. Гилязова. В спектаклях, поставленных по пьесам этих авторов выросло целая плеяда замечательных актеров.

В 1979 году Постановлением Совета Министров Татарской АССР театр переименовывается в «Татарский государственный театр драмы и комедии». 1988 год стал в истории театра переломным. В этом году театру присваивают имя одного из основателей театра, великого татарского артиста, режиссера и драматурга Карима Тинчурина. С этого времени начинается новьй этап в жизни театра, пересматривается репертуар, идет активный поиск новых форм, стилей и жанров. В этом же году театр меняет свой статус. Из передвижного он становится вторым национальным стационарным театром в г. Казани. После переезда академического театра им. Г. Камала в новое здание театр им. К. Тинчурина получил свое здание на улице Горького. Вот уже на протяжении многих лет театр радует своим творчеством как сельского, так и городского зрителя. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за ее пределами по всей территории СНГ.
 

Театр Юного Зрителя - ТЮЗ Казани


Первый спектакль Казанского государственного театра юного зрителя «Ровесники» состоялся 30 ноября 1932 года. Именно этот день считается днем рождения ТЮЗа. За прошедшие годы накоплен немалый опыт, на сцене этого театра родилось немало крупных актеров, режиссеров, значительных спектаклей.

В 1946 году на первом Всесоюзном смотре детских театров театр представил спектакли: «Сказка» М.Светлова - режиссер заслуженный артист ТАССР Д.Дросси, спектакль по пьесе татарского драматурга Д.Аппаковой «Находчивый юноша» и спектакль «Хрустальный башмачок» Т.Габбе - режиссер С.Силаев. Театр был назван в числе лучших театров страны. С тех пор ТЮЗ неоднократно принимал участие в различных фестивалях, отмечался премиями и дипломами.

В 1992 году - присуждается Государственная премия спектаклю «Погром» по роману Б.Васильева «И был вечер, и было утро» - режиссер Б.Цейтлин.
В 1996 году - спектакль «Буря» В.Шекспира был удостоен высшей театральной награды - премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль года» - режиссер Б.Цейтлин.
В 2003 году спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т.Стоппард- режиссер Г.Цхвирава выдвигался на национальную театральную премию России «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль года».

Здание театра юного зрителя полностью реконструировано и расположено в историческом центре Казани. 


 

 
Детский Государственный  Театр Кукол 

Казанский театр кукол был создан в 1934 году. Сейчас в нем работают две труппы - татарская и русская. Коллектив театра - участник международных фестивалей, член УНИМА - Международного Союза деятелей театров кукол.

В репертуаре театра - около 30 спектаклей. Постановки знакомят с героями татарского и русского народного фольклоров: Шурале, Бичурой, Бабой Ягой, Лешим и т.д. В театре уютно и красиво. В фойе располагаются выставки кукол, рисунки и поделки детей, стенд ветеранов. Ежегодно, с 25 декабря по 11 января, проводятся Новогодние представления. Вблизи старинного здания театра возводится новый многофункциональный детский развлекательный комплекс, куда после завершения строительства переедет Театр кукол, и где расположатся детские творческие кружки и студии.  

ООО "Другое измерение" © 2008-2022