туристическое агентство
ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Казань, Чернышевского 30Б оф. 203 Татарстан 420101 Россия
Тел.: work+7 (843) 292-14-81
Факс: fax+7 (966) 2602-494


заявка-вопрос Facebook В Контакте

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году. Инок Филарет был родом из богатой московской семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Однажды Филарет, любивший уединение, забрел (25 км от Казани!) в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где устроил себе для жилья убогую хижину. Вскоре место, где поселился инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них селились рядом. Так появился на берегу Сумского озера иноческий скит, который в последствии разросся в известный на всю Россию Раифский монастырь.

Храмы Раифского монастыря:

  • Собор в честь Живоначальной Троицы
  • Собор Грузинской иконы Божией Матери
  • Церковь в честь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных
  • Колокольня с надвратной церковью в честь Архистратига Божия Михаила

Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов. Почти все церкви строились и поддерживались на пожертвования митрополитов и богатых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П.Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор.

Сейчас монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Казанской епархии.

Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь

Город Свияжск появился в 1551 году как город-крепость или город-форпост русских войск во времена Ивана Грозного для борьбы с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. Хотя в последующие века Свияжск теряет то значение, которое имел прежде, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. В XX веке судьба Свияжска, как и большинства городов и храмов России, была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. А после строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск был затоплен Волгой и превратился в остров.

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы

Успенский монастырь был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым. Архимандрит Герман после смерти святителя Гурия в 1564 году стал вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и стал критикова опричнину, за что был удален, а вскоре был убит. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч.

Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

Никольская церковь

Одна из древнейших построек на территории монастыря. Никольская церковь построена из тесаного известняка в 1555-1556 гг. псковской артелью под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.

Успенский собор

Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М.Сафоновым и Г.О.Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок — алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Собор построен в 1898-1906 гг. по проекту архитектора Ф.Д.Малиновского. Приделы были освящены во имя преподобного Серафима Саровского и Пророчицы Анны. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм, выстроенный в неовизантийском стиле с элементами эклектики. Роспись собора была осуществлена в 1914 году на средства московского фабриканта Сергея Семеновича Мечникова. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные работы.

Троицкая церковь

Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее -Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив, например, вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. В Троицкой церкви до наших дней дошли деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов и т.д., более характерные для русского севера, чем для Поволжья.

Сергиевская церковь

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев.

Казанско-Богородицкий монастырь

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Сгорел целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел и двор стрелецкого сотника Данилы. Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и найти Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не была подтверждена.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев (на Арском кладбище). На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала та самая девочка Марфа, принявшая монашество.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской Епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря.

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. После пожара 3 сентября 1815 года, когда сгорела почти вся Казань, очень пострадал и монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Из-за пожаров холодный храм пришел в аварийное состояние и в 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объемнее. В советское время в монастыре размещалось «Общество охраны памятников».

В 1992 году монастырь вновь был передан Казанской епархии. Был восстановлен теплый Введенский храм, ныне освященный в память об утраченном соборе в честь пророка Иоанна Предтечи. При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей - игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека.

Святыни монастыря: часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи.

Макарьевская мужская пустынь

Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого — преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь.

Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь (верхний храм был освящен в честь Вознесения Господня, нижний храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского). В этом храме находилась главная святыня монастыря — чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, принесенная в монастырь с Афона. Храм был построен над могилой основателя пустыни - схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю. В XIX веке большинство монастырских зданий были отстроены в камне. Этим монастырь обязан богатым жителям Свияжска. В 1866 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, к ней примыкали настоятельский двухэтажный корпус.

В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами. Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранился (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 году, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.). Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский. В 1997 году монастырский комплекс был передан Казанской епархии.

Седмиезерная Богородицкая мужская пустынь

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским.

Главной святыней пустыни являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой.

Пустынь, после закрытия в 1926 году, была разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил (его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть в церкви св.праведного Иоанна Кронштадтского г. Казани). Кроме этого в монастыре имеется чудотворный список Седмиозерной иконы Божьей Матери, который пользуется особым почитанием. Недалеко то монастыря находятся два святых источника.

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

Свято-Успенский Зилантов женский монастырь

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг . настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой были установлены орудия. 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город был занят красной армией. Десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноапостольного князя Владимира, завершена роспись храмов.

Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь

Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь. В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения. Сейчас в скиту монастыря восстановлена трехпрестольная Церковь. Главный престол во имя иконы Казанской Божией Матери освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 27 сентября 2003 года. Северный престол Богоявления Господня и южный престол - во имя Св.Николая Чудотворцва освящены правящим архиереем 19 сентября 2004 года.

ООО "Другое измерение" © 2008-2022