туристическое агентство
ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Казань, Чернышевского 30Б оф. 203 Татарстан 420101 Россия
Тел.: work+7 (843) 292-14-81
Факс: fax+7 (966) 2602-494


заявка-вопрос Facebook В Контакте

Сегодня в любом районе Республики Татарстан можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают города и села, зовут людей вернуться к истокам, истине, сути.

Действительно, мечети радуют глаз, украшают нашу окружающую действительность. Однако мечеть должна привлекать внимание не только своим обликом, внешними формами, но и своими высокоэрудированными имамами, своими медресе, несущими свет веры. Сегодня мечети особенно важны как центры, духовно сплачивающие свои мусульманские приходы, дающие молодежи высоконравственное воспитание. Пророк наш Мухаммед (мир ему и благоденствие) сказал: "С какой целью мечети построены, с такой целью и действуют". Если после каждого посещения мечети вера наша укрепляется, растет, а душа очищается, нравственность совершенствуется, значит, мечеть становится не столько одним явлением в нашем духовном возрождении, сколько важным звеном единой последовательной цепи. С тех пор, как в конце 18 века русский царизм разрешил мусульманам строить мечети, татарский мир поднялся на новую ступень развития. Открылась дверь из духовной дремучести в светлое царство истинной веры. Очень скоро открытые при мечетях медресе становятся настоящими научными центрами, превращаются в подлинно просветительские организации.

Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего народа, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни. Болит сердце при виде некоторых ныне пустующих мечетей. Если они начнут полнокровно выполнять свои основные обязанности, духовное состояние общества, несомненно, изменилось бы в лучшую сторону, стало бы значительно меньше отрицательных явлений, а духовное наследие наших предков стало бы обретать вторую жизнь. А главная обязанность мечетей - почаще упоминать в своих стенах имя Аллаха.

Пророк наш (мир ему и благоденствие) сказал в одном из хадисов: "Тот, кто вошел в мечеть с целью научиться добру или нести это добро другим, подобен борцу на пути Господнем". Если мы сегодня все чаще вспоминаем мечеть, все больше говорим о ней, значит, сильно в нас стремление к святости, добру, истине, значит, у нас есть надежда на светлое будущее.

Апанаевская мечеть

Апанаевская мечеть. Другие названия: «Вторая соборная, «Байская». Построена в 1768-1771 годах на средства купца Якупа Султангалеева. В конце XVIII - начале XX в. мечеть находилась на попечении богатой купеческой семьи Апанаевых.

В конце XIX - начале XX в. имамами Апанаевской мечети являлись отец и сын Абдулгаллям и Мухаметкасим Салиховы. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татарской республики в начале 1930-х гг. В советское время своды залов разрушены и внутреннее пространство разделено на три этажа. В 1995 году здание снова было передано верующим.

Апанаевская мечеть относилась к типу двухэтажной двухзальной мечети с минаретом на крыше. Ныне от одной из интереснейших по архитектуре мечетей сохранился лишь прямоугольный остов со следами былой пышной отделки на фасадах. В 1930-е годы были разрушены минарет и своды перекрытия второго этажа с крышей. Уничтожены интерьеры, заложены кирпичом старые окна и пробито два ряда новых. Здание перепланировано для нужд детского сада.

В 1872 году мусульмане, собрав 5000 рублей, сделали к зданию с северной стороны по проекту архитектора П.И. Романова двухэтажный, в три оконных проема пристрой с лестницей. Пристрой, включавший дополнительный зал и новый вестибюль, был решен архитектором в формах абсолютно идентичных прежним. Новый восьмигранный двухярусный минарет был возведен на стыке нового и старого объемов. На него вела внутристенная лестница. После реконструкции во второй половине XIX в. в стилевом оформлении мечети сохранялось сочетание форм «московского» барокко и элементов татарского декоративного искусства. В настоящее время на фасадах сохранились угловые и большая часть простеночных пилястр, венчающий карниз.

Бурнаевская мечеть

Бурнаевская мечеть Памятник татарской культовой архитектуры в стиле эклектики с сочетанием мотивов местной, русской и восточно-мусульманской архитектуры. В 1799 г. купец Салих Мустафин построил деревянную мечеть, которая служила храмом для шакирдов самого крупного тогда в городе Апанаевского медресе. В 1831 г., когда С. Мустафин умер, эта мечеть перешла мусульманам, проживавшим неподалеку от нее, которые и образовали в ней магометанский приход в Казани.

Бессменным попечителем мечети на протяжении почти полувека был почетный потомственный гражданин, купец первой гильдии Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (1826-1898). В 1872 г., когда старая деревянная мечеть сгорела, М.С. Бурнаев на ее месте выстроил новое кирпичное здание (архитектор П.И.Романов), а в 1895 г. он же возвел над этим зданием кирпичный минарет (архитектор Ф.Н.Малиновский).

В конце 1930-х гг мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики. В 1994 году возвращена общине верующих.

Расположена по адресу: г. Казань, ул. Ахтямова, 7

Азимовская мечеть

Возникновение прихода относится к 1810 г. когда юго-западная сторона города в районе д. Плетени стала интенсивно заселяться мусульманами, работавшими на находившихся здесь мыловаренных заводах купцов Юнусовых, Апанаевых, Китаевых. Тогда на средства хаджи Габдельмазита Абубакирова была построена одноэтажная деревянная мечеть без минарета, просуществовавшая до 1851 г. На ее месте один из самых богатых купцов прихода, глава татарской городской Ратуши Мустафа Назирович Азимов (1780-1865) выстроил новую деревянную мечеть с минаретом. В 60-е годы XIX века сын М.Н. Азимова Муртаза Мустафич Азимов (1812-1887) - купец 1-й гильдии, владелец двух китаечных фабрик, располагавшихся рядом с храмом, сломав прежнее, сооружает новое, более просторное здание мечети.

18 марта 1887 г. казанский мещанин Шагиахмет Иксанович Аминов представил в Казанское губернское правление приговор мусульманского заводского прихода с ходатайством "о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет".

В 1887 г. купец Шагиахмет Иксанович Аминов начинает строить ныне существующее здания мечети, которое было завершено к 1890 г. Автор ее проекта неизвестен.

Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х годов. В 1989 году возвращена общине верующих. Реставрация фасадов с реконструкцией интерьеров осуществлена по проекту Р.В. Билялова в 1992 году. Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани.

Расположена по адресу: Казань, ул. Фаткуллина, 15

Мечеть Булгар

Кирпичное здание мечети построено в 1991-1993 годах по проекту архитекторов В. П. Логинова и Е. И. Прокофьева. Мечеть расположена в центре участка на пересечении улиц Мусина и Чуйкова. Участок огорожен ажурной металлической оградой на кирпичных столбах и цоколе. Относится к типу двухэтажной двухзальной купольной мечети с диагонально-асимметричной постановкой минарета. Общая композиция мечети построена на сочетании разновеликих объемов, врезанных один в другой по диагональной оси с юго-запада на северо-восток. Мужской и женский входы в мечеть - в северо-западном и юго-восточном углах среднего объема. Через угловые тамбуры попадаем в мужской и женский вестибюли, комнаты для омовения и санузлы, расположенные на первом этаже. На первом этаже под основным залом расположен женский молельный зал. Четырехмаршевая лестничная клетка связывает мужской зал и женскую часть мечети. По нейтральной лестнице из мужского вестибюля поднимаемся в основной купольный молельный зал и вспомогательные помещения мечети. Со второго этажа четырехмаршевая лестница ведет на трехъярусный минарет высотой 35 м (с полумесяцем). Объемной доминантой мечети является развернутый по диагональной оси высокий сомкнутый четырехгранный купол, раскрытый в интерьер мужского зала. Плоские перекрытия других объемов мечети скрыты за парапетами. Узкие, от пола до потолка, окна освещают молельные залы. Остальные помещения мечети освещены на первом этаже квадратными, а на втором - высокими прямоугольными окнами. Стены из силикатного кирпича раскрепованы широкими филенками. К сожалению, декоративное оформление интерьеров залов, предусмотренное по проекту, не выполнено. Современное мусульманское культовое сооружение в формах рационалистической архитектуры с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин.

Галеевская Мечеть

Другое название данной мечети – «Пятая соборная». Построена в 1798 -1801 годах купцом Мусой бин Муслимом бин Мамяшем ас-Сердави.

Двухэтажное кирпичное здание расположено на участке под углом к застройке улицы. Ограда участка возведена в XIX в. из кованых ажурных решеток на каменных столбах с высоким цоколем. Мечеть относилась к типу двухзальной с минаретом на крыше. В настоящее время после многократных перестроек она представляет собой протяженное прямоугольное в плане здание со срезанными углами в южной части и пристроен с северной стороны. В конце XVIII в. была выстроена средняя часть мечети, включавшая два молельных зала, и примыкавший к ним с северной стороны более узкий по ширине вестибюльный объем. На толстую поперечную стену между залами опирался восьмигранный трехъярусный минарет под шатром. Вестибюльный объем и залы были покрыты двускатными крышами.

В 1882 году на средства купца Ибрагима Оагитовича Уразаева мечеть была расширена путем пристройки с южной стороны здания (архитектор П.И. Романов). В 1897 году купцы Мухаметзян Галеев и Исмагил Иманкулов расширили мечеть с северной и южной сторон. Тогда же мечеть была перекрыта многоскатной крышей, увенчанной несколько видоизмененным трехъярусным минаретом на прежнем месте и небольшой восьмигранной башенкой с шатровым завершением над южным пристроем. Оформление фасадов пристроен было выдержано в стилевом единстве с фасадами первоначального объема мечети.

В 1930-е годы сломали минарет, башенку в южной части, произвели перепланировку этажей. Интерьеры не сохранились. Памятник татарской культовой архитектуры конца 18 вв. Одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.

Мечеть Кул Шариф

Ссылка на кремль

Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шариф, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Задолго до взятия войсками Ивана Грозного Казани легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

По исследованиям доктора архитектуры Н. Халитова мечеть была ориентирована к сторонам света. Она была двухъярусная и восьмиминаретная. А похожа она на эмирский дворец «Казык Йорты», но превышает его размерами и украшена несравненно более изыскано. Ее восемь минаретов напоминают о восьми провинциях Булгарского государства, купол о власти сеида, месяцы - о всевластии всевышнего.

В 1552 году во время штурма Казани войсками Ивана Грозного сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны, со своими учениками оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена.

Воссоздание мечети Кул Шариф началось в 1996 г. на территории Казанского. Комплекс мечети представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр, управление имама.

Мечеть Марджани

Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 г. официально зарегистрированном мусульманском приходе г. Казани построено с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 гг. на средства прихожан. Одним из инициаторов строительства мечети, ее первым муллой был Абубакир.

Духовным наставником прихода 6 марта 1850 г. стал выдающийся просветитель и ученый Шигабутдин Марджани. Им написано множество научных трудов, в том числе и знаменитая книга «Мустафад ал-Ахбар».

Мечеть расположена по адресу: г. Казань, ул. Насыри, 17.

ООО "Другое измерение" © 2008-2022