туристическое агентство
ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Казань, Чернышевского 30Б оф. 203 Татарстан 420101 Россия
Тел.: work+7 (843) 292-14-81
Факс: fax+7 (966) 2602-494
Точка слияния
Востока и Запада
Выбираем экскурсию! Туры для детей и
взрослых на любой вкус!
Близко и удобно! Лучшие отели города!
Рестораны, ночные клубы,
кинотеатры, музеи


заявка-вопрос Facebook В Контакте

 

Музей-заповедник «Казанский Кремль»

 

Это уникальный памятник истории и культуры, сохранивший следы трех эпох: татарской, русской и европейской. Здесь переплетены архитектурные и зодческие традиции булгарской, золотоордынской, средневековой казано-татарской, итальянской и русской культур. Кремлёвский холм, на котором сегодня стоит кремль – это колыбель Казани. Именно здесь зародился этот уникальный и самобытный город.

В древности внутри Кремля возвышался богатый ханский дворец, пять каменных мечетей, гробницы и усыпальницы. Главная мечеть Кул - Шариф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. К 1000-летию Казани эта мечеть полностью воссоздана на основе чертежей времен Казанского Ханства. Внутри Кремля также располагались деревянные дома татарской знати, караульные помещения, минареты, орнаментированные сложной вязью узоров.

Деревянные стены и башни старого Кремля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Грозный, отлично понимая выгодность расположения Казани и её значение для охраны восточных границ Руси, решил заново отстроить Кремль и сделать его неприступной крепостью. Новые стены и башни были построены в 1556-1562 годах псковскими мастерами во главе с Иваном Ширяевым и Постником Яковлевым. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора 16 века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве и Успенского собора в Свияжске.

Территория Кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не изменилась. Строительный материал был недалеко - белый известняк добывался на противоположном берегу Волги. Первоначально из прочного волжского камня соорудили только часть стен - Южный участок со Спасской башней в центре и северный, примыкающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в 17 веке заменены кирпичными. Целиком в камне и кирпиче Кремль был отстроен к концу XVIII века.

 Стены Кремля представляют собой довольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они представляли собой надёжную защиту. Толщина их местами достигала шести метров. В нижней части стен, с внутренней стороны, были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились порох, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней. Важную роль в системе оборонных сооружений Кремля играли башни. В 17 веке их было 13. До наших дней сохранилось только 8 башен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в Кремль.

В настоящее время есть только две проездные башни - Спасская и Тайницкая. Каменно-кирпичные стены Казанского кремля считались одними из самых неприступных в России. По мере продвижения границ русского государства на юг и восток Казанский Кремль постепенно утрачивал военное и одновременно укреплял свое административное значение, что, безусловно, сказалось на его внутреннем архитектурном облике. На смену татарским чертам в облик Кремля все больше привносились русские и западно-европейские мотивы.

В современной истории Казанский Кремль формируется как репрезентативный центр Республики Татарстан, где располагается резиденция Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. С 1994 г. на его территории создан Государственный историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник, положивший начало планомерному научному изучению комплекса Кремля по всем направлениям. Музей-заповедник “Казанский Кремль” В ходе ежегодных археологических раскопок собран огромный материал по древним периодам Казани. Именно здесь была найдена знаменитая чешская монета, благодаря которой ученые смогли доказать 1000-летний возраст Казани. Особенный интерес представляют находки, свидетельствующие о существовании булгарского города-крепости на Кремлевском холме на рубеже X-XI веков.

В современной архитектуре Казанского кремля представлено уникальное историческое соседство двух основных вероисповеданий: ислама и православия. На расстоянии всего 100-200 метров находятся соборная мечеть Кул-Шариф и Благовещенский православный собор. Такое соседство мечети и православного храма особенно поражает зарубежных гостей города. В 1998 году Кремлевский историко-архитектурный комплекс включен в Предварительный список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации.

Национальный музей Республики Татарстан

Национальный музей Республики Татарстан - крупнейшее в республике научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, имеющее общенациональное значение. В основу музея положена частная 40-тысячная коллекция Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-1890), известного в крае археолога, историка, коллекционера, а также экспонаты научно-промышленной выставки 1895 г. В настоящее время фонды музея насчитывают около 800 тысяч единиц. Коллекция музея раскрывает природу республики, историю народов Поволжья и Приуралья, России и мира. Среди наиболее ценных коллекций - Булгарская коллекция А.Ф.Лихачева, коллекция раскопок Ананьинских могильников, египетская и античная коллекции, коллекции золотых монет, древних свитков XVII в., рукописных книг XV - XX вв., мемориальных вещей деятелей татарской литературы, декоративно-прикладного искусства казанских татар, мемориальная коллекция Гавриила Державина.

Национальный музей располагается в здании Гостиного двора, памятника русской архитектуры, построенного в 1770 году архитектором В.И.Кафтыревым. Здание, исполненное в стиле русского классицизма, неоднократно перестраивалось и реконструировалось, пережило штурм Казани войсками Е.Пугачева (1774), несколько пожаров и пожара (1797). В 1895 году северная часть комплекса была реконструирована И.Н.Колмаковым под городской музей с перепланировкой внутренних помещений, изменением фасада и пристроем входного объема, завершенного четырехгранным шатром со шпилем. В 1933-1935 годах часть северного и восточного корпусов надстроена двумя этажами по проекту архитектора .А.Г.Бикчентаева. После пожара в 1987 году музейная часть здания реконструирована со сносом двух надстроенных этажей и восстановлением исторического облика конца XIX в. 

 

  Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Музей создан в 1958 году на основе картинной галереи Государственного музея РТ. В 1964 году музею было выделено отдельное здание, построенное в 1906 г. архитектором Ф.Р. Амлонгом для командующего Казанским военным округом генерал-лейтенанта А.Г.Сандецкого. После реставрации в 1967 года в нем разместился Музей ИЗО. Музейный комплекс включает три здания и парк. В его интерьерах, когда-то богато отделанных, до наших дней сохранились только печи, облицованные одноцветными великолепного качества изразцами, покрытыми поливой в теплой, довольно темной, а также светло-зеленой гамме. Но особенно нарядны белые печи и камины, для украшения которых введена позолота. Реконструированный музейный парк украшает выставка скульптуры под открытым небом. Музейное собрание насчитывает более 21 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры. Самое большое собрание - коллекция графики, в т.ч. западноевропейской, представлена произведениями художников Нидерландов, Голландии, Фландрии, Италии, Германии, в т.ч. произведения Дюрера, Рембрандта, Луки Лейденского, мастерской Рубенса. Уникальное собрание древнерусской живописи конца ХУ-начала Х1Х вв. Небольшое собрание художников русского авангарда к.ХIХ-нач.ХХ вв. Богатое и разнообразное искусство Татарстана, в т.ч. уникальная и самая крупная в стране и за рубежом коллекция произведений Н.И.Фешина. 

Музей 1000-летия г. Казани

Этот новый музей был открыт в рамках празднования Миллениума столицы Республики Татарстан в августе 2005 года. Музей находится в здании Национального культурного центра "Казань" и создан как структурное подразделение Музея национальной культуры НКЦ Казань. Богатая коллекция материального наследия, собранная на археологических раскопках представлена в первом зале музея, посвященном древней Казани. В данном  зале воссозданы наряды и быт Старой Казани и поселений, предшествовавших образованию города. Экспозиция охватывает период с первого тысячелетия до нашей эры до XV века. Кроме подлинных экспонатов в экспозиции представлены воссозданные утерянные памятники. Среди них - легендарные Казанские ворота. Городские ворота были символом независимости. Восстановлен также ключ города. Он сделан по аналогии булгарских ключей. Отдельное место в экспозиции занимает архивный материал, повествующий о пребывании в Казани российских императоров Петра I, Екатерины II, Павла I и Николая I. Третий зал посвящен истории города в период Советской власти и современной Казани. Музей 1000-летия Казани отличается большим количеством  мизансцен и это делает экспозицию более интересной. 

Музей Ислама

Первый в России Музей Ислама открылся в феврале 2006 года и расположился в соборной мечети Кул-Шариф.  Экспозиция из более чем 2 тыс. экспонатов размещена в двух залах. В первом зале представлены темы истории, первоисточников и основ Ислама, роли Ислама в регулировании разных сфер жизни общества. Во втором зале в хронологическом порядке рассказывается о роли Ислама в истории и культуре татарского народа. Самые древние экспонаты – археологические памятники Х-ХI веков, обнаруженные на территории Волжской Булгарии. Также представлены рукописи (ХVIII в.), печатные Кораны, вышитые молитвенные коврики, четки из сандалового дерева, компас со стрелкой, всегда указывающей на Мекку, одеяния паломников, макеты древних мечетей, шамаили (исламские каллиграфические картины), предметы интерьера татарских просветителей, женский татарский костюм 19 века и другие предметы быта мусульман Поволжья.

  

Музей Казанской химической школы

Это небольшое двухэтажное здание во дворе главного корпуса университета, на котором установлены мемориальные доски в память работавших здесь ученых, труды которых составляют золотой фонд мировой химической науки: К.К.Клауса, Н.Н.Зинина, А.М.Бутлерова, В.В.Марковникова, A.M.Зайцева, Ф.М.Флавицкого, А.Е.Арбузова и Б.А.Арбузова. В музее нет обычных витрин и стендов - это мемориальная лаборатория XIX века, включающая в себя Бутлеровскую аудиторию, библиотеку, собственно лабораторию, зал, где экспонируются химические препараты и лабораторное оборудование XIX-XX веков, а также кабинет заведующего лабораторией (кабинет Бутлерова). Бюсты Н.Зинина и А.Бутлерова, установленные в аудитории по решению Совета университета в начале XX в. Мы видим практически полностью сохранённый интерьер XIX столетия. В самой библиотеке в старинных шкафах хранится химическая литература, изданная в XIX веке, начиная с 1823 года - журналы, книги на немецком и французском языках. Из библиотеки можно попасть в мемориальную химическую лабораторию XIX века. Именно здесь создавалась слава казанской химической школы - открывались новые реакции и получались новые вещества. И «святая святых» музея - комната хранения музейных экспонатов. Шесть застеклённых шкафов с орнаментом из полированного цельного красного дерева были изготовлены по чертежам Клауса. Завершается экскурсия в кабинете Бутлерова. 


Музей-лаборатория Е.К.Завойского КГУ

Музей-лаборатория Е.К.Завойского была открыта в сентябре 1997г. Именно здесь, в комнате №253 главного здания Казанского федерального университета, в 1944 г. Евгений Константинович впервые в мире наблюдал сигналы магнитного спинового резонанса. Идея воссоздания установки ученого для наблюдения эффекта поглощения радиочастотного поля в веществе (при условии перпендикулярности радиочастотного поля магнитному) нашла полное одобрение и понимание у члена-корреспондента АН СССР, заведующего кафедрой магнитной радиоспектроскопии, С.А.Альтшулера и в дальнейшем трансформировалась в идею создания музея-лаборатории. Перед открытием музея в течение десятка лет велась огромная работа по созданию будущего музея. Были собраны воспоминания коллег и современников Е.К.Завойского, профессоров Казанского государственного университета, среди которых - С.А.Альтшулер и Б.М.Козырев. Особое место занимают рассказы родственников - дочери Евгения Константиновича Натальи и брата Вячеслава. Поиск подлинных приборов, на которых работал Евгений Константинович, велся в КФУ, авиационном, медицинском, педагогическом, сельскохозяйственном, ветеринарном институтах, а также среди частных лиц. 

Этнографический музей Казанского университета

На втором этаже западного крыла главного здания Казанского университета, за шестью белыми колоннами расположен этнографический музей, являющийся одним из самых крупных в нашей стране. Здесь хранятся тысячи экспонатов, характеризующих культуру и быт народов мира, и особенно - народов нашей страны и многонационального Поволжья. Основой для создания музея стала этнографическая коллекция всемирно известного астронома Ивана Михайловича Симонова, собранная им во время кругосветного путешествия с Ф.Ф.Беллинсгаузеном на островах Тихого океана в 1819-1821гг. В первой половине XIX в. музей пополнился многими бытовыми вещами, характеризующими культуру и быт народов местного края. Это сделали профессора университета К.Фукс, Г.Фирсов, А.Артемьев, В.Сбоев и др. Во время поездок к татарам, чувашам, марийцам и другим народам Поволжья ими были собраны предметы культуры и быта: одежда, украшения, домашняя утварь, орудия ткачества. 

Музей истории Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина

Дата открытия - 30 ноября 1979 года Идея создания музея истории одного из старейших университетов России родилась в первый послевоенный год и была высказана на страницах университетской газеты "Ленинец" студентом историко-филологического факультета Ефимом Бушканцем. Однако работа по его организации началась только через 30 с лишним лет - в 1978 году, когда университет готовился к 175-летию. Музей истории был устроен в помещении, где до революции располагалась университетская часовня.  Фонды музея истории Казанского университета насчитывают несколько тысяч музейных предметов, отражающих историю одного из старейших университетов России. Большое место в экспозиции музея уделено питомцам университета, впоследствии известным писателям, художникам, артистам: С.Аксакову, Л.Толстому, В.Хлебникову, М.Балакиреву, В.Якоби. Кроме основной экспозиции с 1992 в музее открыт зал Н.И.Лобачевского. С 2001 г. музей является ассоциированным членом Союза музеев России.

 

 

Зоологический музей им.Э.А.Эверсманна Казанского университета

Зоологический музей Казанского государственного университета относится к числу старейших в России хранилищ этого профиля, а по богатству и исторической ценности коллекций является одним из самых значительных зоологических музеев страны. Сегодня музей состоит из восьми залов, расположенных по фасаду второго этажа восточного крыла главного здания университета. Коллекция музея включает экспонаты из двадцати трёх типов животных. Его фонды насчитывают 3,5 тысячи единиц хранения позвоночных, 750 единиц хранения насекомых (30-40 тысяч экземпляров), 4 тысячи экземпляров и единиц хранения других беспозвоночных. Около 1,4 тысячи экспонатов признаны специалистами особо ценными. В их числе коллекция бабочек парнассиусов с территории бывшего СССР, вестиментифера с тихоокеанского хребта Хуан-де-Фука, реликтовая гаттерия, летающий дракон с острова Ява, малайский аист-клювач, краснозобая казарка, чёрный гриф, стерх, синегорлый попугай и, наконец, гордость и символ музея - южноафриканская зебра квагга (Equus quagga), полностью истреблённая человеком, видимо, в 1878 году, а к 1883 году исчезнувшая и в зоопарках. В настоящее время в мире сохранились лишь девять чучел, единственное из них в России - в зоологическом музее Казанского университета. В фондах музея хранятся голотипы (экземпляры, по которым впервые был описан данный вид животного) двадцати видов плоских червей - турбеллярий и десяти видов рыб. 

Геологический музей им.А.А.Штукенберга Казанского университета

Геологический музей им. А.А.Штукенберга Казанского федерального университета - один из старейших и богатейших естественнонаучных музеев России, которые начали создаваться при высших учебных заведениях в конце XVIII столетия. Он известен не только отечественными, но и зарубежными коллекциями. Музей был основан в соответствии с первым Уставом Казанского Императорского университета в 1804 году. Двухвековая история развития музея отражает тесную взаимосвязь между творческими судьбами исследователей и результатом их работ, составной частью которых всегда были авторские коллекции. Собрания коллекций музея служили и будут служить многим поколениям геологов теми первичными документами, на основе которых проводятся исследования, делаются обобщения, определяются новые научные идеи. В музее более 150000 музейных предметов из 60 стран мира. Это собрания метеоритов, горных пород, минералов, руд, ископаемых останков древних растений и животных. 

Музей Каюма Насыри

Музей великому татарскому ученому, просветителю, историку-этнографу, языковеду Каюму Насыри открылся в 2002 году и располагается на территории Старо-Татарской слободы в 2-хэтажном доме, являющемся памятником татарского деревянного зодчества. В прошлом дом принадлежал родственнику К.Насыри – Мухаммедбедигу Хусаинову и являлся последним пристанищем мыслителя; в нем он прожил с 1887 по 1902. Частично сохранена старая планировка двора: расположение ворот, калитки, беседки, входных дверей и пешеходной дорожки. Основой экспозиции являются печатные, рукописные и эпистолярные источники. Среди них - мемориальные труды К.Насыри и рукописная книга, переписанная его рукой, а также учебники медресе на арабском и татарском языках конца XVIII-XX вв, образцы устного народного творчества татарского народа, воспоминания родственников, очевидцев и фотографии из частных архивов. Здесь также представлен этнографический материал, собранный, в том числе, в татарских селениях бывшего Свияжского уезда - родины ученого. Кроме того, выставлены личные вещи, принадлежавшие родственникам К. Насыри.

Музей постоянно ищет новые формы работы. Среди них - создание музейного "Сада памяти", заложенного в 1997 году. Сегодняшний сад радует и восхищает всех, кто приходит в музей. Он стал дополнительным экспозиционным залом под открытым небом, где за его оформление отвечает сама природа.

Мемориальный музей Константина Васильева

Дата открытия - 10 января 1996 года. Музей всемирно известного художника занимает часть жилого дома, в котором художник проживал в 1949-1976 гг. В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями. Она располагается в четырех мемориальных комнатах-залах и включает разделы: семья и дом, среда жизни, мастерская художника, комната матери Клавдии Парменовны Васильевой. Экспозиция носит биографический характер и построена на подлинных материалах, рассказывающих о детстве и юности Константина Васильева, его учебе и становлении, окружении, последних годах жизни, нелегкой судьбе и трагической гибели. Кроме того, музей хранит некоторые работы художника, в том числе эскизы известных картин. В фондах находится 555 единиц. Константин Алексеевич Васильев (3.09.1942— 29.10.1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. С 1957 по 1961 учился в Казанском художественном училище. Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере. Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне. Константин Васильев трагически погиб - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Художник похоронен в посёлке Васильево в березовой роще, где он очень любил бывать. 
 


Музей-квартира Мусы Джалиля

Музей-квартира татарского поэта и героя Великой Отечественной войны Мусы Джалиля располагается в доме, где он жил с семьей в 1940-1941 годах и откуда был призван в армию. Мемориальная квартира восстановлена со слов жены поэта и его современников, бывавших здесь – поэта Сибгата Хакима, композитора Назиба Жиганова, писателя Г.Кашшафа. В фондах музея более 2 тысяч единиц, из них 396 находятся в мемориальной экспозиции «Страницы жизни и творчества М.Джалиля в Казани (1939-41)»: тетради стихотворений, написанных в тюрьме Моабит (Берлин), фотографии, письма, грамоты Героя Советского Союза (1956) и лауреата Ленинской премии (1957), рукописи биографического и творческого характера, личные вещи поэта, издания его произведений, К особо ценной части собрания относятся: письменный стол, приобретенный поэтом в 1935 года в Москве, книжный шкаф с личной библиотекой (216 книг татарских писателей, и русских классиков, словари, литературная энциклопедия, издания по музыкальному искусству), фотоальбом, который Джалиль комплектовал с 1937 по 1941 годы, первый прижизненный бюст поэта (1936) работы художника-любителя Г.Тимербулатова, мандолина, приобретенная поэтом в 1934 году, зарубежные издания «Моабитской тетради» (1958-1981) на немецком, чешском, болгарском, корейском, арабском, английском языках.

Муса Джалиль родился в д.Мустафино Оренбургской губернии. Еще в довоенное время вышли в свет сборники его стихов на татарском языке: «Мы идем» (1925), «Орденоносные миллионы» (1934), «Письмоносец» (1940). Он автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер (в т.ч. оперы «Алтынчеч», удостоенной Гос.премии СССР в 1948). В начале Отечественной войны призван на фронт, где являлся корреспондентом газеты «Отвага» 2-й ударной армии. В 1942 тяжело раненым попал в плен, прошел через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии. Находясь в немецком плену, принимал активное участие в деятельности подпольной группы татарских военнопленных. Продолжал писать в лагерях и тюрьме Моабит (Берлин), где провел более года, будучи приговоренным к смертной казни. 25 августа 1944 вместе с десятью товарищами по подполью казнен в фашистской тюрьме Плетцензее. Сложными путями через Францию и Бельгию, благодаря товарищу по плену, до родины поэта дошли две тетради, в которых содержатся написанных им в плену 93 стихотворения и два отрывка. Эти тетради, получившие название «Моабитские», – потрясающий по силе воздействия документ, свидетельствующий о стойкости и мужестве советского народа. Его последние стихи – гимн стойкости защитников Родины – лишь в 1953 году увидели свет. До этого же времени Джалиль и его товарищи считались «предателями и изменниками Родины». Стихи были переведены на 60 языков мира и получили широкий отклик во всем мире. В 1956 году Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1957 – присуждена Ленинская премия за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». 

Музей Салиха Сайдашева

Музей выдающегося татарского композитора Салиха Сайдашева находится в  двухэтажном флигеле постройки начала ХХ века во дворе Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина. В этом здании с 1928 по 1954 годы композитор  жил и создал свои лучшие произведения. Салих Сайдашев является основоположником татарской профессиональной музыки, создателем нового в татарском национальном искусстве жанра — музыкальной драмы. Первый татарский дирижер, педагог, пианист, автор музыки к 60-ти спектаклям Татарского Государственного Академического театра им. Г. Камала.Экспозиция отличается оригинальным художественным решением, объединяющим изобразительный ряд, звук и свет. Функционирует система светозвукового автогида (татарский, русский, английский языки). В небольшой музыкальной гостиной проходят камерные встречи и музыкальные вечера.

Музей Е.А. Боратынского

Литературный музей Евгения Абрамовича Боратынского – выдающегося русского поэта “пушкинской эпохи”, друга А.С. Пушкина, мастера элегии и философской лирики – открыт в Казани в 1977 году как школьный музей. Расположен в двух помещениях: в школе №34 и во флигеле городской усадьбы Боратынских (1830, арх. Ф.И.Петонди), в которой потомки поэта жили до 1918. Фонды музея насчитывают более 4 000 единиц хранения. В составе фондов – коллекции личных вещей друзей и родственников Боратынских – А.А.Дельвига, А.К.Казем-Бека и др. Ежегодно (с 1994 года) музей проводит «Литературные чтения в усадьбе Боратынских». Малыши могут узнать здесь об истории книги, разгадать секреты старой шкатулки, услышать стихи о любимом времени года Боратынского и Пушкина и, конечно, "Времена года" Чайковского и Вивальди. Евгений Боратынский (1800-1844) был женат на дочери казанского помещика Л.Н. Энгельгардта - Анастасии, вместе с женой дважды посетил Казань и Каймары - загородное имение. Приезды в Казань были лишь эпизодом в жизни Боратынского, но после смерти поэта его жена и дети навсегда поселились в нашем городе, и их судьбы тесно переплелись с историей края. Поэтому музей рассказывает не только о поэте, но и о его потомках. Музей продолжает духовные традиции семьи Боратынских. Вновь в стенах этого дома оживает старый рояль, звучит музыка. На музыкально-поэтических вечерах, посвященных истории и литературе XIX века, зажигаются свечи, мягко льется классическая музыка: стихи Пушкина, Боратынского, их современников, дневниковые записи, воспоминания погружают в романтическую атмосферу золотого века русской поэзии.

Литературный музей Габдуллы Тукая

Музей расположен на территории Старо-Татарской слободы и занимает двухэтажный особняк - бывший дом Шамиля, архитектурный памятник рубежа ХIХ - ХХ вв. Дом построил купец 1-ой гильдии Ибрагим Апаков для своей дочери, вышедшей замуж за среднего сына имама Шамиля - Мухамета Шафи. Мухамет Шафи, отставной генерал-майор русской армии, прожил в этом доме до 1906 года. Экспозиция музея, реконструированная в 1996 г., представляет основные периоды жизни и творчества великого татарского поэта. В нее входят редкие мемориальные вещи Г. Тукая, фотографии, издания его произведений разных лет на различных языках. Фонды музея (состоят на централизованном учете в Национальном музее РТ) насчитывают 998 единиц хранения.

Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухамедгарифович) (1886-1913 ) вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. 




Музей Баки Урманче

Музей одного из крупнейших художников ХХ века, основоположника татарского изобразительного искусства Баки Идрисовича Урманче был создан в 1998 году. Расположен в каменном двухэтажном особняке с мансардой, построенном во второй половине XIX века в старой части Казани. В музее раскрывается жизненный и творческий путь великого мастера, охватывающий более 70 лет активной деятельности на ниве изящных искусств. Диапазон мастерства охватывал станковую и монументальную живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство, книжную иллюстрацию. Музей располагает лишь небольшой частью наследия художника, из которой в экспозиции представлено 65 подлинных произведений и более 150 документов и фотографий. Воссоздана мемориальная часть, где экспонируются личные вещи художника, передана реальная атмосфера, в которой Б.Урманче создавал свои произведения. 




Литературно-мемориальный музей Горького

Литературно-мемориальный музей А.М.Горького размещается в бывшем доме Беляева второй половины XIX в., где в 1886-1887 А.М.Пешков (Горький) работал подручным пекаря. Максим Горький (наст. имя – Алексей Максимович Пешков) (1868–1936), писатель, общественный деятель, первый председатель Союза писателей СССР. Родился в Нижнем Новгороде. В 1884 приехал в Казань с целью поступить в Казанский университет, однако с его 2-классным образованием это оказалось невозможным. В Казани работал грузчиком в порту, садовником и дворником у генеральши Корнэ, подручным пекаря в булочной А.С.Деренкова. Казанский период жизни отразился в ряде произведений: «Однажды осенью», «Дело с застежками», «Бабушка Акулина», «Коновалов», «Бывшие люди», «Двадцать шесть и одна», «Случай из жизни Макара», «Хозяин», «Легкий человек», «О том, как я учился писать», «Мои университеты». Именем писателя названа улица, на которой находится музей. В 1963 году музей реконструирован. В 1967 году перед зданием музея установлен бюст А.М.Горького. В фондах музея более 50 тысяч единиц: коллекция мемориальных предметов М.Горького, коллекция мемориальных предметов Ф.И.Шаляпина, архивные материалы, фотографии, переданные в музей семьей Пешковых и многое другое. По инициативе сотрудников Литературно-мемориального музея А.М. Горького было создано Общество любителей Ф.И. Шаляпина. Главной задачей, как Клуба любителей оперы, так и Общества любителей Ф.И. Шаляпина стала пропаганда искусства. В музее регулярно проводятся Горьковские и Шаляпинские чтения, работает клуб «Друзья книги», в музейном литературном кафе «Бродячая собака» экспонируется стационарная фотодокументальная выставка «Серебряный век». Музей Горького и кафе-подвал «Бродячая собака» - постоянная площадка выступлений современных поэтов и писателей. Отельный зал занимает постоянно действующая экспозиция "Казань в жизни Ф.И.Шаляпина" с подлинными вещами великого оперного певца. Многие экспонаты переданы музею дочерью Шаляпина Ириной Фёдоровной из московской квартиры.

   

Дом-музей В.И. Ленина

Дом-музей В.И.Ленина был открыт к 20-летию Октябрьской революции во флигеле дома Орловых, построенном в 1880-х годах, который семья Ульяновых снимала с сентября 1888 года по май 1989 года. Экспозиция включает мемориальные вещи, иллюстративные и документальные материалы о семье Ульяновых, фотографии, книги, раскрывающие страницы биографии В.И.Ульянова и его родных и дающие представление о Казани конца XIX в. В шести комнатах, которые занимала семья Ульяновых, воссоздана бытовая мемориальная обстановка. Фонды музея содержат иллюстративные и документальные материалы о семье Ульяновых, раскрывающие казанский период жизни Володи Ульянова, его учебе в Казанском Университете, членов семьи, дающие наглядное представление о Казани конца 19 века. В организации музея и восстановлении обстановки дома принимали участие родные сестры и брат В.И.Ленина – Мария, Анна и Дмитрий Ульяновы, их двоюродный брат Н.И.Веретенников.

Археологический музей Казанского университета

Археологический музей Казанского университета - один из крупнейших и старейших музеев данного профиля. Организация музея началась в 1810 г. с приобретения монет и древних предметов. В первой половине Х1Х века в основе музея лежала деятельность нумизматического кабинета (так называемого "мюнцкабинета") и кабинета древностей. Уже к середине XIX века музей обладал одним из крупнейших нумизматических собраний Европы. В 60-х годах XIX века кабинеты-музеи объединяются в музей древностей, изящных искусств и нумизматики. В 1878 г. на основе выставки IV Археологического съезда оформляется музей Общества археологии, истории и этнографии. Оба музея существовали до 1929 г., когда выставки были свернуты, а большая часть собраний передана в государственный музей Татарстана. В 1978 г. открылась возможность воссоздания археологического музея Казанского университета на основе археологического кабинета. Экспозиция музея (авторы А.Х.Халиков и С.И.Валиулина) насчитывает 4 тысячи экспонатов и отражает историю и археологию Волжско-Камского края. Крупнейшие собрания музея - орудия эпохи камня, коллекции ананьинской культуры, средневековые памятники Поволжья и Приуралья. Уникальными являются материалы Тураевского курганного могильника V в.н.э., Больше-Тиганского древнемадьярского могильника, Больше-Тарханского раннеболгарского могильника, коллекции Сибири, Средней Азии, Северного Кавказа, а также археологические материалы древней Греции, Рима, Швейцарии.

ООО "Другое измерение" © 2008-2017
Участник Реестра Туристических Агентств Rambler's Top100