туристическое агентство
ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Казань, Чернышевского 30Б оф. 203 Татарстан 420101 Россия
Тел.: work+7 (843) 292-14-81
Факс: fax+7 (966) 2602-494


заявка-вопрос Facebook В Контакте

Казанский Кремль

В списках ЮНЕСКО он значится как «единственная сохранившаяся татарская крепость». Но, чтобы не вводить вас в заблуждение, скажем правду. Перед вами - русская крепость, выстроенная на месте татарской псковскими мастерами Иваном Ширяем и Постником Яковлевым по прозвищу Барма.

Татарская крепость была срублена из дерева. Очевидцы описывают дубовые стены в два ряда, между которыми был насыпан песок с камнем. Каменные дома в самом Кремле и в окружающих его посадах были выложены из речного бута, который «боится» огня и крошится. Поэтому после взятия Казани город был выстроен полностью заново и сегодня, увы, кроме фундаментов, в нём не сохранилось ни одной постройки периода Казанского ханства!

Итак, мы видим Спасскую башню и по бокам её - две позднее реконструированные башенки. В той, что справа, когда-то находилась «Чёрная» тюрьма, в подвале которой содержался яицкий казак Емельяп Пугачёв.

Сюда он был заточен за то, что «напившись пиан, в кабаках называл себя ампиратором». Пропитание арестанты добывали себе сами, так и Пугачёв ходил целыми днями по городу с конвоиром, выпрашивая милостыню. Солдат, сопровождающий его, был стар и слеп, и вскоре казак сбежал. Тут же в городе он прятался в норе, потом староверы - «родные души» - переправили его на другой берег Волги, откуда он ушёл на вольный Яик. Всего через год, в июле 1774 года, казак вернулся «ампиратором» и осадил город. Но Пугачёву помешала невыносимая жара, которая установилась в то лето. Зной был такой, что «вспыхивали стога сена на лугах, и порох в ружьях, а люди спасались стоя по горло в реке». Начался пожар и мародёрство. Пугачёв уже не смог больше собрать воедино пьяную свою рать!

Спасская башня сохранилась до наших дней в первозданном виде. Утрачены лишь Надворная часовня, которая была как бы «прилеплена» перед входом в башню, и двуглавый орёл, венчавший её макушку вплоть до революции 1917-го года, а ещё засыпан глубокий ров, через который был перекинут подъёмный мост. Сама башня не всегда была белокаменной, одно время её красили охрой.

Теперь войдём в Кремль. Обратите внимание на толщину стен и петли-крепежи, оставшиеся от крепостных ворот. Мы находимся на самой короткой улице Казани (длинна около 500 метров), которая названа в честь расстрелянного белочехами у стен Кремля красного комиссара Якова Шейнкмана. Восставший полк чехов, в августе 1918 года выбил красных из города па двое суток, за это время из хранилищ Казанского банка пропал весь золотой запас Российской Империи, который перевезли сюда незадолго до этого из Москвы. Говорят, что золото из Казани вывозили на шестнадцати подводах в сторону города Лаишева. Часть подвод там и затерялась...

Под Казанью на сторону красных перешёл в будущем ставший знаменитым писателем Ярослав Гашек. Правда, здесь он представлялся именем своего литературного героя - Йозефом Швейком! Его назначили комендантом Бугульмы, где, по словам очевидцев, он рьяно принялся за дело. Выносил приговор врагам революции и сам же приводил его в исполнение. Здесь он женился, однако покидая пределы России и заполняя анкету, в графе «семейное положение» поставил - «холост».

В Праге, на родине Гашека хорошо помнят эту красную от крови «страницу» его биографии, а в Бугульме, наоборот, даже гордятся тем, что он здесь так хорошо «похозяйничал». В провинциальном городке благодарные потомки открыли в здании бывшей комендатуры литературный музей Ярослава Гашека.

 

Мечеть Кул-Шариф

Слева от нас, если следовать указателям, находится проезд к Соборной мечети Кул Шариф - это самое большое культовое сооружение мусульм на северо-востоке России.

«...Широкую известность Кул Шарифа в последний период существования Казанского ханства подтверждают многие исторические источники, а также сведения, сохранившиеся в народной памяти и обобщенные Шигабутдином Марджани. Опираясь на них, можно утверждать, что Кул Шариф в ханстве накануне его падения являлся главой мусульманского духовенства, верховным сеидом. Андрей Курбский, описывая эпизод, связанный с взятием русским войском Казани в 1552 году, называет его на европейский лад «великим бискупом», то есть епископом, и добавляет, что сами татары считают Кул Шарифа «великим анарыи», или «амиром».

Верховный сеид Кул Шариф погиб при взятии Казани русскими в 1552 году во время битвы с ними. Марджани, опираясь на народные предания, сообщает, что Кул Шариф со своими последователями, объединенными в особое военное подразделение «полк», состоявший из молодых дервишей и суфиев, оборонялся вплоть до здания медресе, потом, отступая, поднялся на его крышу, где был заколот и упал вниз. Так трагически прервалась жизнь этой выдающейся личности эпохи Казанского ханства.


 

 

Благовещенский собор Казанского Кремля

Если бы при возведении Соборной мечети Кул-Шариф археологи старались восстановить, разрушенное во время осады культовое здание, то им надо было взять за основу Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, построенный «за покорение Казанского и Астраханского ханств», так как есть предположение, что после покорения Казанского ханства те же самые псковские мастера, что отстраивали Казанский Кремль, возвели в самом центре Москвы уменьшенную копию одного из архитектурных символов противника. Однако по каким-то неизвестным причинам потом начали возводить главный православный (Богоявленский) Собор на земле иноверцев.

Освящение пятиглавого Собора состоялось в 1562 году. На строительство, как сообщает Казанская писцовая книга, было израсходовано «1148 рублей 24 копейки с полушкою, да железа куплено на 100 рублей». В формах Собора ощущается влияние стилей псковского, владимирского и московского зодчества.

С тех пор здесь на богослужениях побывали все царские особы Российской империи от Петра I до Николая П. Сегодня Собор отреставрирован и открыт для посещения, здесь проходят церковные службы.

 

 

Башня Сююмбике

Теперь от Благовещенского Собора проследуем к падающей башне Сююмбике (Сююм - женское имя, а бика, или бике - это уважительное обращение к взрослой женщине).

Она действительно падает в сторону Президентского дворца, на котором вы видите флаг Татарстана с гербом - белым барсом. Почему выбрали именно этого зверя, остаётся только гадать, ведь на богатой фауной земле Татарстана барсы никогда не водились.

Отклонение башни от основной оси составляет 1,98 метра. Этот наклон хорошо заметен рядом с Благовещенским собором.

Башня Сююмбике - архитектурный и духовный символ Казани. Её изображение можно встретить на многих эмблемах всевозможных татарских обществ, например, «Ассоциации татар в Америке». Также мы можем вспомнить и аналог татарской башни в Москве - это здание Казанского вокзала.

Письменных источников, содержащих упоминание о времени сооружения башни и об изначальном её назначении, не обнаружено. На наиболее ранних планах города XVIII века она показана как въезд во двор комендантского дома, стоявшего на месте «старого царёва двора».

Выгодное месторасположение строения на самой высокой точке холма предполагает использование его в качестве дозорной башни. Внутри узкие лестничные галереи выполнены таким образом, чтобы всего один стрелец мог бы сдерживать копьём целый отряд неприятеля. Запас камней, пакли, смолы, копий и стрел, а также провианта позволил бы держать осаду длительное время небольшой группе защитников.

До революции башня Сююмбике была открыта для туристов и выполняла функцию смотровой площадки. На дубовой двери верхнего яруса сохранилась надпись, сделанная неким путешественником - «Здесь былъ Гавриловъ».

Некоторые исследователи склоняются к тому, что башня Сююмбике с «нерусской архитектурой» была построена псковскими мастерами на фундаменте полуразрушенных при взятии Казани высоких семиярусных ворот, установленных при въезде в Ханский дворец. Возможно, русских каменщиков поразила форма ворот и они их не стали перестраивать, а лишь восстановили прежний облик. С одной стороны это были парадные ворота, с другой - сторожевая дозорная башня, с третьей - минарет для призыва к пятничному намазу, а также для оглашения народу ханских указов. Существует ещё одна версия, по которой башенное строение - это мавзолей или поминальная мечеть.

Много легенд связано с башней Сююмбике. Существует предание, что она была построена на месте захоронения трёх мусульманских святых, к могилам которых местные жители и дервиши ходили на поклонение. А недавно у подножия башни археологи раскопали захоронения ханского периода, где покоятся последние казанские ханы, в том числе и Сафа-Гирей, умерший в 1549 году. Сохранилась передаваемая татарами из поколения в поколение легенда, рассказывающая о плаче царицы Сююмбике над местом упокоения любимого мужа.

Народные сказания рисуют Сююмбике неописуемой красавицей, услыхав о которой, Иван IV направил к ней послов с предложением стать московской царицей. А Отказ Сююмбике явился причиной похода русских на Казань. Когда же русские войска осадили город, гордая ханша дала согласие на брак при условии, что в течение недели стрельцы сумеют возвеети башню выше всех минаретов «Жемчужины Востока». Требование царевны было выполнено в срок. Семь дней - семь ярусов! Во время свадебного пира невеста высказала желание и последний раз взглянуть на родной город с высоты семиярусной башни. Она поднялась на самую верхнюю площадку и бросилась вниз.

На самом же деле неё было куда прозаичнее. После взятия Иваном Грозным Казани она по приказу русского царя была насильно выдана замуж за касимовского хана Шах-Али, настроенного промосковски. Этот брак служил царю лучшим поводом для отказа её отцу, ногайскому хану Юсуфу, обратившемуся с просьбой вернуть дочь и внука Утямыша. Про него царь писал хану «внука твоего держим за сына моего». На самом же деле его отлучили от матери и крестили. В одном из московских монастырей сохранилась могила сына Сююмбике, на плите выбито новое имя - Симеон.

 

Памятник русским воинам, погибшим при взятии Казани войсками Ивана Грозного

С площадки у башни Сююмбике открывается вид на реку Казанку, которая в нескольких километрах отсюда впадает в Волгу. Если приглядеться, то вы увидите стоящий в воде памятник-акрополь, напоминающий небольшую пирамиду, установленный в 1823 году в память о взятии Казани. В 1552 году сюда, в наспех вырытую братскую могилу, свозили тела погибших воинов. Несмотря на то, что в осаде города принимали участие не только православные, но и иноверцы, перешедшие на сторону русского царя, хоронили всех без разбора и отпевали по христиански. Позднее над могилой была сооружена часовенка, и после разлива Куйбышевского водохранилища вода подступила к памятнику, превратив его в островок.

Почему решено было устроить захоронение солдат именно на этом месте? Как свидетельствуют летописные источники, именно здесь располагалась ставка Ивана Грозного (царю, кстати, на момент осады исполнилось всего 24 года). Из своего царского шатра он и руководил взятием города. Существует версия, что из шатра Ивана Грозного к стенам Кремля вёл подземный лаз. Якобы он существовал ещё до революции, и сам Николай II, когда осматривал достопримечательности города, спускался в него, но пройти до Кремля ему помешали завалы. Как бы там ни было, достоверно одно, что инженер Бутлер, которого специально привезли для подрыва «апглицкими бомбами» крепостных стен, по вырытым ходам незамеченным приблизился к стене и заложил под её основание бочки с порохом. После подрыва образовалось два пролома. Один из взрывов прогремел как раз под стеной, которая выходит на памятник-усыпальницу.

Казань была осаждена 150-тысячным войском против 33 тысяч защитников, и было у русского царя 160 пушек, а ещё инженер Бутлер со своими «адскими машинками».

2 октября 1552 года Казанское ханство было присоединено к Русскому царству, а последний хан Ядыгер взят в полон.

Ивану Грозному сшили казанскую шапку из хорьков, которые в изобилии водились в местных лесах, и украсили её драгоценными каменьями с ханского жезла.

Кроме дюжины камушков, ничего ценного в ханском дворце найдено не было. Казна была пуста, что потом породило легенду о кладе на дне озера Кабан.

Говорят, что царю досталась лишь ханская библиотека с арабскими фолиантами. Они пополнили его легендарную коллекцию редких книг, которую, впрочем, ищут до сих пор.

Это была пятая по счёту осада русскими столицы Казанского ханства. Предыдущие закончились неудачей (однажды даже хитрый хан, как и Кутузов, приказал сдать вражеским войскам столицу. Через месяц вошёл в город обратно и отстроил на месте пепелища новый город краше прежнего!).

Пятый поход был подготовлен куда лучше. Выше по Волге на острове Свияжск была заранее построена крепость для зимовки войска и хранения оружия и фуража. Здесь же были возведены храм и монастырь для ведения миссионерской деятельности среди «нехристи». Ладьи, гружённые всем необходимым для осады города, регулярно ходили от Свияжска до Казани. Сегодня на остров Свияжск можно добраться как по воде на экскурсионном пароходике, гак и по суше. К острову со стороны посёлка Васильево ведёт насыпная дамба. Свияжск сохранил очарование русской провинции, в его потемневших от времени храмах ведутся службы. Несколько десятков монахов поддерживают жизнь на забытом цивилизацией острове. Здесь на расписанных иконописцами церковных сводах вы можете увидеть редкое изображение Святого Христофора-псеглавца... но с лошадиной головой.

 

Тайницкие ворота

По левую сторону от башни Сююмбике находится Пушечный двор (надпись об этом гласит на флюгере). Здесь издавна размещались кузнечные мастерские, где изготовляли кольчуги, доспехи, наконечники для стрел и копий, мечи, а также отливались пушки и ядра.

Теперь направимся вниз к Тайницким воротам. Достаточно одного взгляда, чтобы понять перед нами не новодел, а действительно старая крепостная постройка. Внутри неё вы услышите гул шагов и ощутите прохладу прошлого. Обратите внимание на толщину стен и массивные крепления для ворот и решёток, а ещё на характерный коленчатый - слева направо - проезд в крепость. Это делалась для того, чтобы войско неприятеля, вооружённое мечами и щитами, при осаде оказывалось бы своей незащищённой стороной к гарнизону крепости. Ведь щит по обыкновению держали в левой руке, а меч - в правой!

Тайницкая башня была воздвигнута в XVI веке на месте взорванной при осаде Казани башни Нур-Али. Свое новое имя она получила от взорванного тайного хода к роднику, из которого осаждённые брали воду. Иван Грозный после взятия Казани торжественно въехал в город через эти ворота.


 

 

Монета Святого Вацлава и 1000-летие Казани

В 1997 году при раскопках на территории Казанского Кремля археологи нашли свинцовую монету, которая, по мнению крупнейшего нумизмата Европы, чешской исследовательницы Ярмилы Хасковой, была изготовлена в Праге. Наиболее правдоподобной датой чеканки можно считать 929-930 годы. В это время из свинца делали украшения. К тому же на монете есть отверстие. Это позволяет заключить, что и монета использовалась как украшение. Монета уникальна - единственная в мире. По этой археологической находке было доказано, что Казани уже более ста лет.

ООО "Другое измерение" © 2008-2022